Быть фотографом

4 июня 2009, 16:11 | Юлия Соловьева
В наше время каждый пятый называет себя фотографом. Казалось бы, что проще? Купил фотоаппарат подороже, щелкнул – и готов шедевр. Но так ли это на самом деле? Что нужно, чтобы действительно стать причастным к искусству? Лучше всего спросить об этом, конечно, фотографа. Знакомьтесь, Наталья Пушкарева.
Быть фотографом

Как появилось стремление что-то сфотографировать?

Люди любят останавливать время. Не в буквальном смысле, конечно. Остановить мгновение у себя в голове, запомнить, поставить метку. Любовь к воспоминаниям присуща человеку, фотокарточка - это ключ к прошлому, и даже неважно как она сделана: хорошо или плохо, красиво или не очень. Вторая причина тоже естественна - оставить свой след в истории, что-то создать. Любой человек по своей сути - существо созидательное, даже если он создает разрушения. Так и здесь: фотография - это проявление себя, своего созидания, творчества.

Первый снимок - не всегда самый памятный

Помнит ли писатель свою первую строчку или художник свой первый рисунок? Это все идет из детства и запомнить практически невозможно. Я не могу поведать романтическую историю о том, как взяла фотоаппарат и поняла, что вот оно - мое призвание, да я и сейчас не назову это своим призванием. Моя история лишена даже романтики, связанной со старыми советскими «зенитами». В школе родители купили мне обыкновенную пластмассовую мыльницу, и первый снимок был из рода «папа на фоне ковра» или «подружки на скамейке во дворе». Тогда фотоаппарат использовался самым стандартным образом: на днях рождений, выпускных и прочих празднествах.

Что нужно, чтобы стать фотографом? Что важнее - материальная составляющая или «моральная», т.е. талант?

Я вообще не понимаю, что значит «талант фотографа». Считаю, что не существует его в природе. Чтобы научиться делать качественные снимки, необходимо лишь купить технику и выучить матчасть, знать, к примеру, что есть диафрагма и выдержка. Не лишним будет еще разобраться в законах композиции и поставить пару фильтров для обработки фотографий. Всего этого хватит, чтобы начать «бомбить» - снимать на виньетки, выпускные фотографии; некоторые умудряются снимать свадьбы и корпоративы с таким же подходом. А талант, как любят его называть, я считаю, это просто творческий подход к тому, что ты делаешь. Это какое-то внутреннее состояние поиска идеи, желание вложить определенный смысл в картинку. Отдать всего себя делу, которое тебе нравится, даже если снимаешь ту же свадьбу (многие почему-то считают, что это очень легко) - это и называется «снимать с душой». Мне важно, чтобы мои фотографии были «правильные» с точки зрения качества и композиции и чтобы отражали ту атмосферу, то видение, мое чувство в тот момент, когда я нажимала на кнопку. И второе для меня перевешивает первое.

Есть ли отличия положения фотографа в больших городах и в маленьких типа Кирова?

Хорошие фотографы, как и любые хорошие специалисты в маленьких городах практически не задерживаются. Уровень конкуренции, возможности роста карьерного и развития творческого потенциала, цены на фотоуслуги опять же меньше в разы, чем, к примеру, в столице. В Кирове, считаю, как и в других городах, есть любители снимать дешево и плохо. Это сказывается на общем уровне цен, в провинции не готовы платить настоящую цену за красивые качественные фотографии. Зачем разоряться, если вам за три тысячи отснимут пару тысяч фотографий, а уж там точно можно выбрать с десяток «чтоб не стыдно в Контакт выложить». Такой демпинг цен не дает развиваться фотоиндустрии в целом.

Учиться, учить и еще раз...

Я - самоучка. Научиться фотографии самому при таком количестве литературы и информации в Интернете не составляет труда, было бы желание. Мастер-классы, конечно же, полезны, на них ты учишься новым приемам, узнаешь альтернативные методы съемки, видишь, как снимают другие. Но мне понятнее, когда я во всем пытаюсь разобраться сама. Индивидуальное постижение искусства фотографии порождает собственный узнаваемый стиль, с которым ты уже можешь давать мастер-классы.

Главное на данный момент... ?

Цель одна - развиваться. Самосовершенствование и вечный поиск - единственное, что сейчас беспокоит. Для меня главное, чтобы нравилось самой. А то, что это нравится другим - уже вторично. Но, в любом случае, я люблю радовать людей. Своя студия - мечта многих фотографов, просто потому что дает большой простор для реализации творческих идей. Но ждать, пока она появится, не стану - хочу найти себя уже сейчас.

То, что нравится

Я люблю снимать портреты. Человеческое лицо - это самое уникальное явление в мире, нет двух одинаковых. Лицо и руки могут рассказать о человеке все одной картинкой.

Про фотостереотипы

Мне больше всего не нравятся вопросы, какой у меня зум на фотоаппарате и есть ли там видео. Бытует мнение, что на больших черных фотоаппаратах есть кнопка под названием «шедевр». Еще я не люблю, когда мне говорят: «я не фотогеничен». Мне кажется, этому выражению начинают учить с детства, какая-то массовая нефотогеничность. И вообще, боязнь фотографироваться - распространенная проблема, даже когда съемка платная, многие встают под взор объектива, как под дуло пистолета. И еще стереотип о том, что фотограф всегда знает лучше вас, что и как для вас нужно снять. Чтение мыслей в нашу практику не входит, с фотографом нужно разговаривать.

Про фотозаработок и фотоискусство

Многие на этом и живут. Зарабатывать можно на всем, было бы желание. Для некоторых фотографов пара тысяч долларов за свадьбу - это нормальная цена, не в Кирове конечно. Если фотография для тебя - средство зарабатывания денег, то это прежде всего работа. И здесь ты должен учитывать желания клиента. Но и искусство тоже, потому что если у тебя есть свой стиль, тебе, прежде всего, платят деньги за него. Посвятить фотографии всю жизнь? Не то, чтобы собираюсь, я вообще об этом не думаю. Другое дело, что без этого уже очень трудно прожить. Без фотографии я чахну. Я заложница своего увлечения, теперь мне уже никуда от этого не деться.

Что делать, если тянет фотографировать?

Думаю, что сначала нужно увидеть и понять, что ты хочешь это сфотографировать. А остальное уже дело любознательности и желания постичь. С технической же стороны я бы посоветовала взять обычный «Зенит», пока разбираешься что там к чему, выучишь основную матчасть по фотографии.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ